Бизнес на Бали – мечта многих русских. Ведь здесь можно и отдыхать, и работать одновременно. А если учесть с какой скоростью увеличивается популярность острова среди туристов, то кажется, что за короткий срок здесь можно несказанно обогатиться. В настоящее время наиболее прибыльно туристическое направление – открытие отелей или вилл, мест общественного питания. Но стоит понимать, что этот рынок уже заполнен, поэтому, нужно придумать яркие идеи, «фишки», которые выделят вас на фоне конкурентов.
Давайте рассмотрим так ли просто стать местным бизнесменом…
В Индонезии любой бизнес должен быть официальным
… иначе владельцу будут выставлены огромные штрафы и, возможно, ему будет грозить арест. Чтобы этого избежать я советую начинать с регистрации предприятия. Ниже я опишу этот процесс максимально подробно, пошагово.
- Определиться с формой регистрации
В Индонезии существует всего три формы регистрации – CV, PT и PMA.
Отличия между ними состоят в разном количестве открытых видов деятельности и, как следствие, рабочих виз:
- — CV – самый простой тип компании с наименьшим капиталом (до 2000 долларов). Оформить ее достаточно просто, однако, лицензировать можно только один вид деятельности. В основном такую форму открывают для создания малобюджетных проектов (сувенирные лавки, небольшие ларьки и т.д.);
- — PT – тип компании, открывающий больше возможностей для владельца (развитие малого и среднего бизнеса). Можно получить лицензии на несколько видов деятельности. Однако, появляется небольшая проблема – бизнес нужно оформлять на местных жителей. Собственником не может быть иностранец, им может быть только гражданин Бали. Вы же будете выступать спонсором, а затем впишитесь как сотрудник компании. Стартовый капитал составляет не меньше 6000 долларов, предусмотрен налог – 10 %.
- — PMA – эта форма характерна для больших компаний. Стартовый капитал от 50 тысяч долларов, налог составляет 30 %. Право собственности остается за балийцем, а вы можете быть директором или учредителем организации.
При любой форме регистрации иностранец не может быть собственником бизнеса на Бали, однако форма PMA допускает, что такой гражданин может владеть определенной частью компании, но не полностью.
- Получить лицензию
Лицензировать нужно каждый вид деятельности. Прежде чем заняться оформлением документа советую найти офис или обрести коммерческую недвижимость. Не обязательно ее покупать! Можно взять помещение в аренду. Сложность состоит в том, что зачастую, минимальный срок аренды – календарный год. Не стоит забывать и об обустройстве своего офиса – это учитывается при налоговой проверке. Поэтому стоит сразу подготовиться к большим затратам по этой статье.
Также, при оформлении лицензии вы столкнетесь с местными чиновниками, и наверняка, очень удивитесь уровню местному коррупции. Официально, лицензии на Бали бесплатные, но оформить их так не получится. Хотя, вряд ли это остановит наших граждан.
- Выбрать номинанта (директора)
Как я уже отмечал выше, директором компании должен быть местный житель. Квалифицированных кадров среди балийцев очень мало, причем, в вашем случае, лучше будет, если этот человек не окажется слишком грамотным – это обезопасит вас от обмана и возможной потери бизнеса. По моему мнению, желательно, чтобы номинальный директор действительно работал в организации – тогда он в любой момент сможет подписать необходимые документы или появиться перед нагрянувшей проверкой.
- Разобраться с документами
Для открытия своего бизнеса осталось собрать пакет документов и заключить договор с директором. Так как индонезийское законодательство очень изменчиво, перечень документов я рекомендую уточнять непосредственно перед началом их сбора. Также стоит на балийца открыть счет в банке, так как все банковские операции осуществляются только на имя директора.
С ведением бухгалтерии можно разобраться и самостоятельно – там нет ничего сложного. Или же, для составления отчетности можно нанять налогового консультанта.
Пришло время набирать штат сотрудников. Если вы хотите привлекать сограждан, нужно получить для них рабочие визы. Это визы, выдаваемые для привлечения иностранцев к работе в балийских компаниях.
Лимит на их выдачу ограничен формой регистрации:
- — по CV можно получить только одну визу на организацию,
- — по PT – не больше семи,
- — по PMA число виз ограничивается количеством работающих в организации местных жителей и оборотом компании.
Оформляется рабочая виза в течение месяца, в ней обязательно нужно указать должность, на которую приглашается специалист. Открывается она на один год, но впоследствии может быть продлена до пяти лет.
Альтернатива
Стоит отметить, что в качестве альтернативы открытию своего дела на Бали, уже готовый бизнес можно просто купить. Это значительно сэкономит ваше время и возможно, даже финансы. Однако, нужно быть очень осторожными, так как он может оказаться с какими-либо проблемами.
Да и самостоятельное открытие своего дела поможет разобраться во всех тонкостях организации и ведения бизнеса на острове.
Таким образом можно сделать вывод, что открыть свой бизнес иностранцу на Бали возможно. Займет это мероприятие порядка трех месяцев, потребует финансовых вложений (которые могут быть весьма значительными). Наибольшая сложность будет состоять в выборе местного директора, на которого все «детище» придется оформить. Но это очень перспективное занятие — при необходимости, бизнес всегда можно будет выгодно продать.