Рангда – мифическое существо, в переводе со старояванского языка значит «вдова», в балийской мифологии и культуре Рангва — царица злых ведьм, олицетворение зла и смерти. Она – покровительница черной магии. Считалось, что она вместе с армией демонов насылала голод и чуму, ночью вырывала из могил мертвецов, воровала детей и поедала их.
Облик Рангвы представлен в сакральной маске, которую одевает участник мистерии «Рангва-Баронг». Образ Рангвы представлен полуобнаженной седой старухой с растрепанными волосами и обвислой грудью, на пальцах рук и ног которой страшные длинные когти.
Общие сведения
Безобразное лицо, ужасные выпученные глаза (символ злобы и жестокости), четыре длинных, как у кабана клыка (символ дикости и безжалостности) и красный высунутый язык (символ голода и ненасытности по новым жертвам). Рангва играет огромную роль в культуре Бали.
По легенде, Рандва была царицей Махендрадатто. Она занималась черной магией и хотела извести вторую жену своего супруга — царя Дхармодаяны. За это она была изгнана со двора мужа. Когда царь умер, Рангва стала мстить жителям острова, насылая на них голод и смерть. В результате погибла половина населения острова.
Согласно балийского иудуизма, ведьма Рангва связана с богинями разрушения. Противостоять ей мог только повелитель лесных демонов – Баронг («господин леса»). Мифология и история очень сильно переплетаются.
Балийском театр представляет драматический спектакль «Баронг» с главными персонажами Рангды и Баронга. Они олицетворяют собой борьбу двух противоположностей – силы добра и зла (света и тьмы). Обычно это представление проходит на площадях острова по утрам.
Подробности
Персонаж Баронга выступает в образе льва. По представлению балийцев, люди могут быть разными: и плохими, и хорошими, в них заложены обе противоположности –доброта и злоба и, по сути, зло — это сильнейшее чувство, способное уничтожить добро. Оно бывает настолько мощным, что победить его чрезвычайно трудно. Зачастую, человеку это сделать не по силам, поэтому символ добра олицетворяет нечеловеческое существо.
Рангда — прообраз яванской королевы Махендрадатты, жившей в 11 веке, матери раджи Эрлангги. На юге острова, в горах в Кутри есть ее рельефное изображение в камне с множеством рук. На Бали ее боятся, потому что она несет разрушение и смерть; она ненасытна и постоянно требует новых жертв.
Рядом с каждой деревней, в специальном сооружении есть ее лицо, вырезанное на из камня или дерева. Увидеть его даже случайно – значит навлечь на себя беду, поэтому безобразное лицо Рангвы всегда закрыто покрывалом белого цвета. Надеть эту маску может только священнослужитель Храма мертвых во время исполнения танцев Рангвы. Маска хранится под замком в специальном помещении Храма мертвых.
Маска Баронга (по легенде его полное имя – Кекет) – это символ божьего благословения, воплощение света, небесного начала и надежды на помощь (если больной прикоснется к шкуре Баронга – у него появляется надежда на выздоровление). Маска с имитацией шкуры льва находится в деревенском храме и оберегает не только жителей деревни, но и поля, и леса и сельские кладбища от разрушительных действий Рангвы.
В день Баронга или когда приходит горе в деревню, двое актеров одевают костюм, причем один из них надевает на себя огромную маску и изображает передние ноги, а другой – туловище и задние ноги. Актеры знают все предполагаемые движения Баронга, действуют слаженно и синхронно.
Спектакли «Баронга» очень популярны у туристов, они помогают понять и узнать о Бали больше, чем за все время путешествия по острову — ведь это часть истории. Действо рассказывает о балийской религии и о представлении жизни населения Бали. Обряд принесения человека в жертву богине смерти отошел в историю уже при жизни царицы Махендрадатты (Рангды), но в религии Бали до наших дней сохранилась вера в ненасытность и безжалостность богини смерти.
Только ее обвиняют во всех бедах и несчастьях, несущих разрушение и человеческие смерти (например, извержение вулкана Гунунг Агунга). Современный мир полон зла и жестокости. В нашей жизни присутствует и любовь, и страх, и предательство, и козни, и борьба с трудностями – все эти эмоции передаются в спектакле «Баронг». Следуя идее представления, каждый понимает, что ни добро, ни зло не может полностью властвовать на земле. Земля объединяет и преисподнюю, и небеса, соответственно и добро, и зло живет в каждом из нас.
Итоги
Следуя предписаниям балийской религии, нужно делать все возможное, чтобы подавить злобу в себе и вокруг, тогда есть надежда на счастливое будущее.